Silent Hill в свете психоанализа


 
Честно говоря, я не очень люблю фильмы ужасов. Но как-то раз наткнулся в Интернете на описание фильма «Сайлент Хилл» (Silent Hill), и… мне очень захотелось его посмотреть. Повезло — диск удалось купить с полностью дублированным профессиональным переводом, от которого многое зависит. И посмотрел…
 
Фильм произвел на меня сильное впечатление. Вместе с тем окрепла уверенность, что картина — не из рядовых ужастиков с монстрами и женщинами, столь любимыми Голливудом.

Мне показалось, что в фильме скрыта какая-то загадка, которую я не разгадал, хоть и вижу ее хвостик.

Тогда я пересмотрел фильм во второй раз. Ощущение никуда не делось — загадка в «Сайлент Хилле» была, но я не мог ее осознать. На работе, кстати, произошел интересный диалог. Я — шефу: «Смотрел тут „Сайлент Хилл“ уже два раза, не покидает ощущение, что там какая-то загадка, но в чем она, не могу понять». Он: «Я уже шесть раз его смотрел — то же самое».
 
Разгадка нашлась несколько неожиданно. А что, если воспользоваться для расшифровки тайны методами психоанализа? То есть если интерпретировать объекты фильма как образы внутренней жизни человека, образы в мире его психики. Ведь тогда получатся очень интересные вещи. Смотрите сами…

Предупреждаю: тем, кто фильм еще не смотрел, но посмотреть хочет, дальше читать не рекомендуется.

 
История одной девочки
 
Итак, жила-была на свете маленькая девочка Шэрон. Жилось ей не слишком хорошо — она страдала лунатизмом, и во время приступов ее влекло в какой-то Сайлент Хилл. Родители были обеспокоены поведением своего ребенка, но мнения по поводу лечения разделились. Отец (рациональное, логическое, сознательное начало человека) считал, что Шэрон надо положить в клинику — то есть, по сути, традиционными методами заглушить, подавить эти приступы лунатизма, чтобы избавиться и от него, и от попыток уйти в какой-то Сайлент Хилл. Мать же Роуз (эмоциональное, интуитивное начало человека) считала, что традиционные методы не помогли раньше, не помогут и сейчас, а значит, нужно вместе с Шэрон наведаться в этот самый Сайлент Хилл и во всем разобраться на месте. Она чувствовала, что это может помочь. И вот Роуз с Шэрон втайне от Кристофера (еще бы — сознание могло и не одобрить эмоциональный порыв) отправляются в мертвый город.
 
Сайлент Хилл являет собой средоточие всей проблемы Шэрон (а в общем, и каждого человека, ведь мы рассматриваем события в фильме как внутренний мир). Это мрачное, безлюдное, заброшенное место, с периодически надвигающейся абсолютной тьмой, из которой выползают ужасающие монстры. Но в город попасть не так-то просто: еще на подъезде к нему в погоню за Роуз бросается сотрудница полиции Сибил Беннет, подозревающая в Роуз очередного маньяка, который везет свою жертву-ребенка в безлюдное место. Сибил — это наши нормы, правила, логика («туда нельзя», «так не делают», «так не принято»), которые сопротивляются, не дают погрузиться во внутренний мир и проникнуть в самый корень психологической проблемы. Впрочем, Роуз более или менее успешно уходит от погони и вместе с Сибил всё же оказывается в городе.


Вскоре обнаруживается, что Сайлент Хилл населен, причем не только берущимися из ниоткуда адскими тварями, но и… людьми! Оказывается, тут живет община религиозных фанатиков-сектантов, которые уверены, что только их непоколебимая вера спасет мир от разрушения. Они, как и Сибил, представляют систему психологической защиты, но в отличие от полиции, то есть правил, которые человек приобрел и усвоил позже, сектанты нарисовались едва ли не сразу после возникновения проблемы, которая и породила всех действующих персонажей. Они — это стремление человека изолировать проблему, забыть о ней, загнать в подсознание и никогда больше не видеть. Если можно так сказать, сердце этого самого пустынного выжженного города, хранители его мрачных тайн.
 
А кто у нас проблема, с которой надо бороться? Маленькая девочка Алесса, как две капли воды похожая на Шэрон. В детстве ее загнали в туалет агрессивно настроенные дети, где ее и изнасиловал школьный уборщик. Алессу, никому, кроме своей матери, не нужную, хватают сектанты (психологическая защита сработала!) и, решив, что она ведьма, подвергают очищению через сожжение на костре (загнать проблему так далеко, чтобы она уже никогда не выбралась! Не вспоминать, не думать об изнасиловании!).
 
Однако проблему уничтожить не удалось — девочка получает сильнейшие ожоги, но выживает и затаивает лютую ненависть ко всем людям, населяющим этот городок. К тому же сектанты в попытке борьбы с проблемой перестарались и вызвали пожар в угольных пластах под городом, что привело к вымиранию самого города. Однако даже на пепелище сектанты выжили и продолжили свои бдения. Сознание им серьезно помогло, выставив вокруг Сайлент Хилла полицейские кордоны. Ведь там небезопасно, и здравомыслящему человеку в городе, в котором уже который год продолжается подземный пожар, нечего делать…

 
Однако человек не может жить, расколотый надвое: на демона-Алессу, которой одиноко и страшно в выжженном городе, и на нормальную ипостась — Шэрон. Им нужно воссоединиться, что в конце концов и происходит. Роуз таки, преодолев сопротивление и монстров, и сектантов, находит Алессу, то есть квинтэссенцию проблемы. Тем временем защита в виде безумных верующих и не думает ослабевать — они собираются стереть воспоминания о Шэрон, «очистив» ее, то есть спалив на костре. Но так как корень проблемы найден, с помощью эмоций (Роуз) эта самая проблема вдребезги разносит всю защиту (уничтожает всех сектантов) и соединяется в единое целое (Алесса «вселяется» в Шэрон). Проблема осознана, защита уничтожена, Сайлент Хилл должен исчезнуть из жизни Шэрон навсегда. Хэппи-энд?

Не совсем. Оказывается, что Роуз и Шэрон так и не смогли вернуться в нормальный мир — Кристофер, отец девочки и муж Роуз, их не видит, даже находясь рядом с ними. То есть человек, решив проблему, не смог осознать ее решение и что вообще произошло. А это может привести в будущем к возникновению в глубинах бессознательного еще одного города-призрака. Ведь в ходе фильма Кристофер обнаружил кучу информации о подобных местах…

Комментарии

По-моему, добрую половину ужастиков с толикой психодела и нестандартности можно расписывать по этой теории:) Только с комплексами и внутренними монстрами борется в кадрах не зритель, а автор творения, писатель, сценарист или режиссер, а то и все трое:)))

Недавно смотрела "Астрал", тоже подпадает под сию категорию.

Смотрела фильм тоже раза 4, наверное, вроде и ужастик, но что-то в нем есть, что заставляет смотреть еще раз. Есть даже саунд к фильму, и в нем тоже что-то есть... Кстати, психоанализ можно спокойно применять к любым ужастикам. В конечном итоге они снимаются не для зрителя, а как средство выражения, скажем так, душевных особенностей своих создателей.
Все в этом мире не просто так...