Продам шедевр. Дорого

Иногда заработать деньги честным путем невозможно. Иногда можно, но не в таком количестве, в каком хочется. А бывают страстные, авантюрные натуры, у которых талант  добывать деньги из воздуха. Аферисты.

  И вот что удивительно, не знаю никого, кто бы хотел оказаться на месте облапошенного. Но ведь все любят слушать истории, как Виктор Ластинг  продал Эйфелеву башню, смотреть фильмы про ряды самозванцев, начиная от Лжедмитрия I  и заканчивая Анастасией и наследником престола Алексеем Николаевичем.

Что, вам интересно читать заметки о клерке, который работает в офисе с 8 30 до 17 00? Да. Но только если он вынашивает план ограбления века!  

  Однако существует и другой вид афер. Без воровства, где деньги делаются не из воздуха. Здесь человек действительно талантлив и продает свой труд. Вот только умалчивает имя автора.

 Вот, например, подделки в исторической литературе. В нашей стране интерес к истории и, как следствие, к коллекционированию, начался на рубеже XVIII-XIX вв.  Богатые люди, поддавшись европейской моде, захотели видеть у себя дома произведения искусства.  Спрос рождает предложение. Появились аферисты, готовые продать шедевр.

Так, в начале XIX в. жил популярный антиквар Антон Иванович Бардин. Он продавал ученым историкам старинные манускрипты, а если заказывали – делал их копии.  Подделка античных почерков получалась на отлично, и Бардин решил выдавать и продавать подделки, как подлинники.  Заказчиков оказалось много, так что дело пришлось поставить на поток. Специальная мастерская изготавливала «состаренный» пергамент и переплеты.

Самые популярные бардинские фальсификации – пять списков «Русской правды», «Поучение Владимира Мономаха», «Сказание о Борисе и Глебе». И мало человеку сделать фальшивку  и продать, так Бардин еще и свою подпись на документы ставил.  Подпись шифровал, используя или глаголический алфавит, или специально изобретены им руны.   То ли насмешка, то ли желание прославиться в веках. Хотя бы в качестве афериста.  Кто будет помнить, пусть и хорошего, но просто антиквара? 

Александр Иванович Сулакадзев изготавливал фальшивки из романтических побуждений.  Ученых давно мучили вопросы об истории древних славян. Он хотел помочь им найти ответы.

 
В отличие от Бардина, который создавал списки уже известных документов, Сулакадзев предпочитал сочинять произведения сам. За свою жизнь ему удалось собрать богатое собрание и подделок и настоящих шедевров.  После смерти историка-любителя, его вдова пыталась продать коллекцию за 25 000 рублей. Таких огромных по тем временам денег ни у кого не оказалось.

С именем этого коллекционера связано появление Велесовой книги. Толки о подлинности которой не умолкают среди филологов и историков до сих пор.  Если придерживаться мнения, что великая книга – подделка, то, по крайней мере, её замысел принадлежит именно Александру Ивановичу.

Не меньше, если не больше людей занимается подделкой картин. Фальсификация живописных полотен мастеров – огромное поле деятельности для многих производителей,  покупателей,  дилеров, страховых агентов.

Обратимся к знаменитой подделке картины Яна Вермеера. Миллионер, владелец доходных домов, гостиниц и ночных клубов в  Амстердаме, Ханс Ван Меегерен  продал в личный музей Генриха Гейне, картину старинного голландского художника. «Соблазнение замужней женщины». После Второй Мировой войны голландская полиция обвинила Меегерена в сотрудничестве с нацистами. Пришлось миллионеру признаваться в афере, чтобы спасти свою жизнь. Мол, нельзя меня казнить, я продал фальшивку проклятому убийце, обманул самого Геринга!
 
Всего Меегерен написал семь картин – пять под Вермеера и две от имени другого мастера старой голландской школы de Hooch. Гениальный аферист разработал целую технологию подделки старых произведений живописи. Он очищал старое полотно, тщательно сохраняя каждую трещинку первоначальной подмалевки. Добиваясь нужной твердости краски, Меегерен обратился к достижениям современной химии. Пыль, которая накапливается на картине на протяжении веков, он имитировал при помощи лака, китайской туши и скипидара.  Подделки принесли Меегерену в общей сложности 20 млн фунтов стерлингов.

Последний свой шедевр непризнанный художник создал «в подарок» полиции, чтобы доказать своё авторство и спасти жизнь. Это была картина «Молодой Христос, проповедующий в храме».  После этого обвинения в сотрудничестве с фашистами были сняты, но все же пришлось отсидеть в тюрьме год за жульничество.  Согласитесь, наказание куда привлекательнее смертной казни.
 
А в 2008 г. в Лондоне открылась персональная выставка гениального фальсификатора нашего времени, Джона Майотта.

Художнику-самоучке удалось продать множество подделок через легендарные аукционные дома Christie's и Sotheby's, освободиться из тюрьмы и начать зарабатывать честным трудом.   К слову сказать, в конце XX века  все престижные аукционы прославились громкими скандалами, связанными с продажей картин русского авангарда.    В 1988-м в Швейцарии судебному преследованию подвергся организатор выставки работ Михаила Ларионова: все 197 работ были признаны подделками. В 1990-м похожая история случилась с коллекцией Корецких, выставленной на аукционе Christi`s.

В период с 1987 по 1994гг. Майотту удалось выдать около двухсот собственных картин за шедевры Пикассо, Ван Гога, Шагала, Матисса и Джакометти.  И если столько времени никто не мог заметить разницу, не признак ли это гениальности автора?  Да. Но кто-то сказал, что истинно талантлив тот, кто смог выработать свой уникальный, узнаваемый стиль.

 

Майотт оказался истинно талантливым художником. Детектив, арестовавший его, был поражен его картинами. Не удивляйтесь, но офицер заказал Майотту семейный портрет. А после завершения  судебного процесса работы арестанта – афериста приобрели его адвокаты, прокурор и многие свидетели.

 Майотт отсидел в тюрьме всего четыре месяца и понял… торговать подделками выгоднее, чем выдавать их за подлинники.
    Вот такой непредсказуемой бывает жизнь. Сложно догадаться или просчитать, где найдешь, где потеряешь. Жизнь даёт шанс авантюристам проявить свой талант. Хорошо это или плохо, кто знает?

 Количество фальшивок, которые находятся в государственных и частных коллекциях исчисляется десятками. Но стоит заметить, что подделки прошлых столетий уже сами по себе стали представлять определенную художественную ценность.
Рубрика: