Искусство быть собой


«Искусство быть собой».  Так звучит лозунг второго Международного Фестиваля Квир-Культуры. Открытие этого провокационного   мероприятия состоялось 16 сентября 2010 года в Санкт-Петербурге. Проект инициирован правозащитными организациями северной столицы.

В переводе с английского языка queer означает «странный, неординарный». Это слово применимо не только к лесбиянкам, геям, бисексуалам, трансгендерам, но и к людям, которые не вписываются в стереотипы представлений о том, какими должны быть мужчины и женщины, как и кого они должны любить. Квир-культура предлагает видеть и ценить в человеке индивидуальность, не навешивать ярлыки, а просто жить в гармонии с собой и окружающим миром.
Организаторы фестиваля задают очень простые на первый взгляд вопросы: «Вспомните, когда Вы последний раз делали то, что на самом деле хотели? Тот ли Вы человек, кем на самом деле являетесь? Когда в последний раз Вы задумывались об этом?»

«Основной задачей проекта является формирование единого арт-пространства людей, которые по своей сути и природе являются представителями квир-сообщества и которые выступают против насилия и диктуемых извне гендерных стереотипов» - сообщается на официальном сайте КВИР Фестиваля.

На первый взгляд, в этом проекте нет ничего развратного или противозаконного. Проведения Гей-парадов организаторы от властей не требовали, критики в адрес правительства не высказывали, тезисов вроде «как круто быть КВИР» не выдвигали. Заключили договор с Союзом Художников на проведение Фестиваля на их территории, и все желающие посетить фотовыставку собрались 16 сентября у дома 38 на Большой Морской улице.  Но вместо обещанной выставки увидели двух молодых людей, которые раздавали у входа напечатанные на скорую руку листовки с извинениями. Церемония открытия переносилась на Лиговский проспект 50, строение 16.

Кто-то брел пешком под дождем и с листовками в руках. Мы постояли во всех возможных пробках на Невском, Гороховой и Лиговском. Пока мы шли к строению 16, вокруг нас эхом разносилось: «Пид…ры! Пид…ры!», как в припеве старой песни группы « Spitfire». Это меня шокировало. Все-таки не в каком-то селе живем, уж пора бы… привыкнуть, что ли) Тут по Невскому проспекту пройдешь – куча фриков и альтернативной молодежи. Но в 500 метрах, во дворе Лиговского 50 – первобытный ужас в голосах людей, идущих навстречу, или глупое хихиканье.

Оказывается, за сутки до открытия Фестиваля  Союз художников отказал в проведении  фотовыставки «И Другие» и расторг заключенный ранее договор.
«Чудом мы нашли новое помещение! – рассказала координатор выставки Анна. – Нам помогали пятьдесят волонтеров. С шести вечера и до девяти утра мы покупали перегородки, перевозили и развешивали картины, фотографии, но некоторые инсталляции установить так и не успели… Нам не объяснили толком причину отказа. Мы узнали, что 12 сентября родительские общественные организации опубликовали открытое обращение к властям Санкт-Петербурга, призывающее закрыть Фестиваль. И Союз Художников просто выкинул нас на улицу. Конечно, это гомофобия. Как иначе это объяснить?»

…Огромное помещение, ди-джейский пульт, за которым DJ Vampira и DJ Ler развлекают публику, барная стойка «Для прессы», фотографии и картины на стенах. На полу  лежит ноутбук, который проецирует на стену видео, как целуются двое мужчин. Самое «развратное» из показанного – закольцованная запись этих поцелуев. Причем ЭТО пошлым не было. Моего друга гораздо больше возмутили сфотографированные мармеладные мишки, которые занимались разнообразным игрушечным сексом.

Художник Анна Харина представила проект «Т* люди» – портреты транссексуалов до, во время и после транзишна (операции по смене пола).

Лида Михайлова, преподаватель Академии Фотографии, представила свои работы из проекта «Я лесбиянка. Знают ли об этом окружающие?» Это фотографии женщин с ответами вроде «Не афиширую. Не хочу проблем». Или: «Я хочу целовать свою девушку в метро». Проект первый раз представлен в нашей стране, до этого у Лиды были выставки в Венгрии, Украине и Финляндии.
Мне очень понравились картины Кати Паниной (Селедкиной). Ее проект называется «99 женщин», это портреты 99  женщин с рассказом о каждой из них. Каждая женщина является соавтором художника. Одна из работ называется «Мой кораблик». У женщины закрыты глаза, а в волосах – корабль с белым парусом.

«Почему я стала тем, кем стала? Как мне найти в себе силы, чтобы посмотреть на себя, встретиться с собой? Как мне выжить, как дождаться своей лодки?» - пожалуй, эти вопросы хоть раз в жизни задает себе каждый… и каждая из нас.

«Это было бы сущим наказанием и страшной болезнью, если бы я разучилась летать!» - признается героиня еще одного портрета. И сердце замирает, когда читаешь: «Я так и не дошла до вовкиного подъезда. Меня изнасиловали и убили».

Координатор проекта, Анна, говорит мне:
«Мы не хотим решать свои проблемы радикально. У нас мягкая форма активизма. Мы не хотим другой власти, более того – мы видим в России тенденцию к улучшению ситуации. Хотя, если избивают гея, и он приходит в милицию, там смеются и могут наподдать еще… Но мы верим, что все изменится».

150 человек посетило мероприятие, было много иностранных гостей, приветственную речь произнес представитель Генерального Консульства Королевства Швеции Маджид Олеруд Косо. На выставке были представлены работы Risk Hazekamp, Jasper Groen, Назика Арменакяна, Глюкли, daisybirdcorin, Алёны Petite, Mirjam Tonnaer, Полины Задирако  и многих других художников.

«Здесь все пронизано болью», - сказал кто-то из гостей. И я это тоже почувствовала.
Многое можно покритиковать, мол, оформление «никакое»,  инсталляции дешевые… но я не хочу.

Ничего сверхъестественного пока мы не увидели. Я видела людей, которые с большим интересом разглядывали работы, спокойных, взрослых людей. Буйного веселья не было, популяризацией гей-движений даже не пахло. Есть социальная проблема, которая особенно остро стоит в России. Таких, «странных», меньшинство, но в первую очередь это – люди, такие же, как мы, люди, которые любят и хотят быть любимыми. 

Фестиваль  закончился 25 сентября.  Зрители  за эти дни посмотрели КВИР-дефиле с Глюклей и Цаплей, авторами проекта «Фабрика найденных одежд», поприсутствовали на  ряде семинаров и дискуссий на социально значимые темы, оценили международный фестиваль травести «Drag King», музыкальный марафон, спектакли, мульт-фест и поэтический ринг. Завершением КВИР Фестиваля  стал рок-концерт в клубе «Орландина». Специальный гостем Фестиваля КВИР-Культуры 2010  был Jay Jay Johanson, а ведущим выступил Олег Гаркуша из «АукцЫона».  

Подробная информация о прошедших мероприятиях на сайте  http://queerfest.ru/.

…Вместо заключения:

«Меня расстраивает любая ксенофобия, и я думаю, что если я могу быть посредником между обществом и сообществом, то возможно в этом и заключается моя гражданская ответственность как художника и человека». Анна Харина.

Иллюстрации взяты с личных сайтов художников.