Бремя благородных

«Тяжела ты шапка Мономаха» – говаривали на Руси.

В Западной Европе нелегкое бремя служения и верности несло рыцарство – элита средневекового общества. Закованный в латы рыцарь и поныне является символом благородства, бесстрашия и бескорыстия.
 
Становление рыцарского сословия в Западной Европе происходило на протяжении VII-XI веков. Профессиональные воины выработали свой кодекс чести, нормы поведения и идеалы, очень скоро распространившиеся на все дворянское сословие, включая высшую аристократию и самих монархов. Уже к концу XII века практически все западноевропейские дворяне проходят церемонию посвящения в рыцари. В XIII веке понятия «рыцарь» и «дворянин» становятся практически равнозначными.
 
Традиция требовала от рыцаря быть сведущим в вопросах религии, знать правила придворного этикета, владеть «семью рыцарскими добродетелями»: верховой ездой, фехтованием, искусным обращением с копьем, плаванием, охотой, игрой в шашки, сочинением и пением стихов в честь дамы сердца.
 
Made in Europa

 
Рыцарская культура европейского Средневековья породила свою особую, оригинальную эстетику. Величественные неприступные замки, родовые гербы, турниры, пиры и конечно же доспехи.

Сплошные сочлененные доспехи — оригинальное европейское изобретение эпохи Cредневековья. И нигде, кроме Европы, они в то время не производились. Сплошные доспехи надежно защищали от поражения стрелами из лука, не пробивались копьями и мечами (кроме двуручников). Уязвимы они были только для тяжелого рубящего оружия, например, алебарды. В XIII веке были изобретены кастрюлеподобные шлемы, главным достоинством которых было то, что при ударе с верху амортизирующая шапка под шлемом сминалась, и края шлема опускались на плечи рыцаря. Удар приходился, таким образом, не по голове, а по плечам, а это две большие разницы. По мере дальнейшего совершенствования доспеха этот принцип был сохранен.
 
Капризы моды

Мода на доспехи менялась подобно современной моде на одежду, обувь и проч. Доспехи рыцаря XV века отличались от «костюма» скажем XII-XIII веков, как сюртук от пиджака. А в период позднего Средневековья чуть ли не каждый год привносил новое в «дизайн» как защитного, так и наступательного вооружения. Доспехи стали восприниматься и как предмет роскоши. Их украшают гравировкой, чеканкой, иными элементами декора. Тем более, что с развитием огнеcтрельного оружия защитные доспехи утрачивают свое значение.
 
«Классические» сочлененные рыцарские доспехи появились не сразу; в XIII веке. Поначалу такую роскошь могли позволить лишь «ВИП-персоны» — главным образом царствующие особы и иже с ними. Но уже в начале XIV века сочлененные доспехи стали по карману и рыцарям рангом пониже — крупным феодалам-землевладельцам. В массе же своей рыцарство облачилось в сплошные доспехи только в первой половине XV века. Во второй половине XV века кирасами обзавелась и простая пехота. Но в уже в XVI веке появился мушкет. Эпоха рыцарей клонилась к закату.
 
С головы до пят

Итак, формирование европейского рыцарского доспеха завершилось в XV столетии. Из чего же состоял «гардероб» воина-профессионала?
 
К первой трети XV столетия сложилось четыре типа шлемов басинет (бацинет), армэ, салад и шлемы с полями — шапель-де-фер. Басинет появился еще в XIV веке. Он представлял собой шлем с полусферическим или коническим наголовьем с забралом.
 
В конце XIV начале XV века басинеты снабжались задней пластиной, опускавшейся на спину рыцаря и нашейником, который надежно защищал голову и шею.

В начале XV столетия появляется еще один тип шлемов — армэ. Основное различие между арме и басинетом заключается в наличии у арме двух снабженных шарнирами надчашечных пластин, смыкающихся перед подбородком и запирающихся с помощью накидного крюка, или ремня с пряжкой.

От басинетов происходит еще одна разновидность шлемов — салад. Он снабжался подвижным забралом, крепящемся на двух шарнирах.

В это же время появились шлемы с полями в форме обычной шляпы. Они получили французское название шапель-де-фер — дословно
«шляпа из железа». Преимуществом этого вида шлемов было то, что он не затруднял дыхание и обеспечивал полный обзор. Поля защищали лицо от поперечных ударов. Шапель-де-фер получил наибольшее распространение в пехоте, однако не брезговали им и рыцари, и даже царственные особы.

Шлемы всех типов украшались в соответствии с национальной модой того времени. Так, французы использовали плюмажи, закрепленные в трубки, устанавливаемые в верхней части шлема. Англичане носили на шлемах вышитые бурлеты — набивные валики.

Шлемы украшали позолотой, чеканкой, гравировкой, их расписывали темперными красками. Корпус рыцаря защищала кираса. К XV веку сложилось два типа кирас: монолитная и составная. Монолитная кираса состояла только из двух частей: нагрудника и наспинника. В составной — нагрудник и наспинник набирался из двух частей: верхней и нижней. Детали кирас второго типа соединялись на боках ремнями с пряжками.

Помимо кирас использовалась в это время и
«старинная» испытанная бригантина — доспехи, состоявшие из мелких пластин, крепившихся к внутренней стороне матерчатой куртки специальными заклепками.

Руки защищались стальными накладками, наручами, налокотниками, плечевыми щитками, наплечниками. Наручи состояли из двух створок, соединенных петлей с ремешками с пряжками. Налокотники представляли собой сильно выпуклые пластины, полусферической, конической или куполовидной формы. Наплечники защищали плечевые суставы. Подмышки иногда защищались дополнительными подвесными пластинами той или иной формы. Кисти рук закрывали латные рукавицы или перчатки. Они набирались из полос железа и пластин и крепились с помощью шарниров.

И, наконец, защита ног. Ножные доспехи, пожалуй, конструктивно наиболее сложные. Набедренник посредством переходных пластин на шарнирах присоединялся к наколеннику. Задняя часть бедра защищалась несколькими вертикальными полосами на петлях и пряжках. Кроме того, под нижние переходные пластины наколенника надевали двустворчатый латный наголенник. Он в точности повторял анатомическое строение голени. Стопа проходила в аркообразный вырез передней створки наголенника и закрывалась латным башмаком сабатоном или же солеретом. Подобно латным рукавицам и перчаткам такой башмак собирался из поперечных полос на шарнирах. Ножные и ручные латы декорировались накладками из цветного металла, с чеканным или гравированным орнаментом.

Полный комплект рыцарского защитного вооружения весил не много, ни мало 20-25 килограмм. Однако известны экземпляры и потяжелее.

«Классические» сочлененные рыцарские доспехи появились не сразу; в XIII веке. Поначалу такую роскошь могли позволить лишь «ВИП-персоны» – главным образом царствующие особы и иже с ними. Но уже в начале XIV века сочлененные доспехи стали по карману и рыцарям рангом пониже – крупным феодалам-землевладельцам. В массе же своей рыцарство облачилось в сплошные доспехи только в первой половине XV века. Во второй половине XV века кирасами обзавелась и простая пехота. Но в уже в XVI веке появился мушкет. Эпоха рыцарей клонилась к закату.
 
С головы до пят

Итак, формирование европейского рыцарского доспеха завершилось в XV столетии. Из чего же состоял «гардероб» воина-профессионала?

К первой трети XV столетия сложилось четыре типа шлемов басинет (бацинет), армэ, салад и шлемы с полями – шапель-де-фер. Басинет появился еще в XIV веке. Он представлял собой шлем с полусферическим или коническим нагольвьем с забралом.

В конце XIV начале XV века басинеты снабжались задней пластиной, опускавшейся на спину рыцаря и нашейником, который надежно защищал голову и шею.

В начале XV столетия появляется еще один тип шлемов – армэ. Основное различие между арме и басинетом заключается в наличии у арме двух снабженных шарнирами надчашечных пластин, смыкающихся перед подбородком и запирающихся с помощью накидного крюка, или ремня с пряжкой.

От басинетов происходит еще одна разновидность шлемов – салад. Он снабжался подвижным забралом, крепящемся на двух шарнирах.
 
В это же время появились шлемы с полями в форме обычной шляпы. Они получили французское название шапель-де-фер – дословно «шляпа из железа». Преимуществом этого вида шлемов было то, что он не затруднял дыхание и обеспечивал полный обзор. Поля защищали лицо от поперечных ударов. Шапель-де-фер получил наибольшее распространение в пехоте, однако не брезговали им и рыцари, и даже царственные особы.

Шлемы всех типов украшались в соответствии с национальной модой того времени. Так, французы использовали плюмажи, закрепленные в трубки, устанавливаемые в верхней части шлема. Англичане носили на шлемах вышитые бурлеты – набивные валики. Шлемы украшали позолотой, чеканкой, гравировкой, их расписывали темперными красками.

Корпус рыцаря защищала кираса. К XV веку сложилось два типа кирас: монолитная и составная. Монолитная кираса состояла только из двух частей: нагрудника и наспинника. В составной – нагрудник и наспинник набирался из двух частей: верхней и нижней. Детали кирас второго типа соединялись на боках ремнями с пряжками.

Помимо кирас использовалась в это время и
«старинная» испытанная бригантина – доспехи, состоявшие из мелких пластин, крепившихся к внутренней стороне матерчатой куртки специальными заклепками.

Руки защищались стальными накладками, наручами, налокотниками, плечевыми щитками, наплечниками. Наручи состояли из двух створок, соединенных петлей с ремешками с пряжками. Налокотники представляли собой сильно выпуклые пластины, полусферической, конической или куполовидной формы. Наплечники защищали плечевые суставы. Подмышки иногда защищались дополнительными подвесными пластинами той или иной формы. Кисти рук закрывали латные рукавицы или перчатки. Они набирались из полос железа и пластин и крепились с помощью шарниров.

И, наконец, защита ног. Ножные доспехи, пожалуй, конструктивно наиболее сложные. Набедренник посредством переходных пластин на шарнирах присоединялся к наколеннику. Задняя часть бедра защищалась несколькими вертикальными полосами на петлях и пряжках. Кроме того, под нижние переходные пластины наколенника надевали двустворчатый латный наголенник. Он в точности повторял анатомическое строение голени. Стопа проходила в аркообразный вырез передней створки наголенника и закрывалась латным башмаком сабатоном или же солеретом. Подобно латным руковицам и перчаткам такой башмак собирался из поперечных полос на шарнирах. Ножные и ручные латы декорировались накладками из цветного металла, с чеканным или гравированным орнаментом.

Полный комплект рыцарского защитного вооружения весил не много, ни мало 20-25 килограмм. Однако известны экземпляры и потяжелее.