Над нами слава дымом веет…

«Гусарская баллада» Эльдара Рязанова по праву принадлежит золотому фонду отечественного кинематографа. У этого культового фильма славная «родословная» и не менее интересная история.

«КАВАЛЕРИСТ-ДЕВИЦА»

Прототипом главной героини послужила знаменитая Надежда Дурова – первая в России женщина-офицер, называвшая себя  «кавалерист-девица». Она так вошла в эту роль, что и в отставке носила мужское платье, говорила о себе в мужском роде и даже танцевала за кавалера.
 
В начале XIX cтолетия положение женщины в России, даже дворянки, было незавидным. «Может быть, я и сделалась бы обыкновенною девицею, как все, если б мать моя не представляла в самом безотрадном виде участь женщины. Она говорила при мне в самых обидных выражениях о судьбе этого пола. Женщина, по ее мнению, должна родиться, жить и умереть в рабстве. Женщина – самое несчастное, самое ничтожное и самое презренное творение в свете... Я с твердостью, мало свойственной возрасту моему, занялась обдумыванием плана – выйти из сферы, назначенной природою и обычаями женскому полу», – вспоминала Надежда Дурова.

И в 1806 году, сев на любимого коня она сбежала из дома:
«Итак, я на воле! Свободна! Независима! Я взяла мне принадлежащее – мою свободу, драгоценный дар неба, неотъемлемо принадлежащий, каждому человеку!».

Под мужским именем Александр Соколов она поступила в армию. Служила в Мариупольском и Литовском уланских полках... Отличилась в сражениях, была награждена Георгиевским крестом самим императором Александром I и произведена в офицеры...
«Наконец мои мечты осуществились! Я воин! Ношу оружие и, сверх того, счастье поместило меня в один из храбрейших полков нашей армии!» Прослужив 10 лет "Царю и Отечеству», «кавалерист-девица» в 1816 году распрощалась с товарищами по оружию.

Надежда Дурова завоевала признание и славу не только саблей, но и пером, которым овладела столь же виртуозно. И это несмотря на то, что литература редчайшее в то время занятие для женщины. Читающая Россия восприняла на ура ее
«Записками кавалерист-девицы». Сам Александр Сергеевич Пушкин восторгался этим произведением и даже напечатал фрагменты в журнале «Современник» с собственным предисловием.

Российские литераторы приняли
«кавалерист-девицу» в элитарный «мужской клуб». Но в личном общении с ней были галантны, как и подобает истинным кавалерам. Вот как описывает Надежда Дурова свою встречу с Пушкиным: «Он взял мою рукопись, поблагодарил за честь, которую я делаю ему, избирая его издателем моих записок и, оканчивая обязательную речь свою, поцеловал мою руку. Я поспешно выхватила ее, покраснела и уже вовсе не знаю, для чего сказала: «Ах, боже мой! Я так давно отвык от этого!» ».

Она была замужем, у нее был сын. Ее потомки правнуки Владимир и Анатолий Дуровы дали начало самой знаменитой в России династии цирковых артистов-дрессировщиков.
 
Умерла Надежда Дурова в 1866 году в возрасте 83 лет. Хоронили ее в мужском костюме, с воинскими почестями.
 
ПОРУЧИК РЖЕВСКИЙ

Любимые герои кино превращаются в героев устного народного творчества. Таковы Василий Иванович и Петька, Шерлок Холмс и доктор Ватсон, знаменитая троица: Вицын, Моргунов и Никулин. И, конечно же, поручик Ржевский из
«Гусарской баллады». А был ли поручик Ржевский на самом деле?

Род удельных князей во Ржеве – Ржевских упоминается в летописях впервые в 1315 году. Верой и правдой служили Ржевские Отечеству в
«делах державства и войны».

Так, по воле Петра Великого Юрий Ржевский обучался в Италии морскому делу. По возвращении он был определен поручиком Преображенского полка. Это единственная информация о поручике Ржевском. Юрий знаменит еще и тем, что был прапрадедушкой Пушкина.

Однако тот самый поручик Ржевский явился следствием художественного вымысла. Драматург Александр Гладков, по чьей пьесе и был снят фильм Эльдара Рязанова, в одном из интервью поведал, что опирался в работе над пьесой на
«Капитанскую дочку» Пушкина и сочинения Дениса Давыдова. В воспоминаниях последнего упоминается Ржевский, но в чине подполковника, да и зовут его Павлом, а не Дмитрием. Гладков лишь ввел в произведение приглянувшуюся фамилию.
 
«ДАВНЫМ-ДАВНО»
 
Александр Константинович Гладков родился в 1912 году. Быть может, именно этот факт и стал его путеводной звездой, определив творческую судьбу. Одним из глубоко врезавшихся в память детских впечатлений были зимние вечера, когда мать читала ему с братом «Войну и мир». А спустя несколько десятков лет, появились пьеса «Давным-давно», посвященная кавалерист-девице. Созданная в суровые годы Великой Отечественной войны музыкальная комедия Александра Гладкова и Тихона Хренникова сразу же полюбилась публике, войдя в репертуары и столичных театров, и фронтовых бригад. Эта, написанная в легком почти водевильном жанре вещь, в годы Великой Отечественной воспринималась как чрезвычайно патриотичное, злободневное произведение. Можно представить, какой горячий отклик в то время находили слова Шурочки Азаровой, мечтающей отдать жизнь за родину, или же подвиги гусаров-партизан.

Впервые поставленная Алексеем Поповым в эвакуации, в 1942 году на небольшой сцене дома культуры, эта пьеса в стихах стала грозным оружием.

А к 150-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года Эльдар Рязанов снял по пьесе Гладкова
«Гусарскую балладу».

«ГУСАРСКАЯ БАЛЛАДА»

Рязанов тогда только что закончил «Карнавальную ночь». И поначалу ему казалось, что стилистика «Баллады» должна быть близка к «Карнавальной ночи». Однако вскоре пришло понимание огромной разницы между этими двумя произведениями. К тому же Гладков как сценарист практически устранился от работы; режиссеру пришлось фактически одному перерабатывать его сочинение.

Далеко непростым делом оказалось построение постановочного проекта. Ведь с первого взгляда
«Давным-давно» – водевиль. Но его действие происходит во времена нашествия Наполеона и Отечественной войны 1812 года. По существу это героическая комедия, сохранившая при этом все очарование водевиля.

Поэтому главным стал вопрос о манере фильма, его стилистике. Перед Эльдаром Рязановым возникла проблема гармоничного сочетания условного и реального. Герои
«Давным-давно» изъясняются исключительно в рифму, а, кроме того, еще и поют. И для пьесы было найдено соответствующее театральное решение. Но делать картину в бутафорских декорациях как очередной фильм-спектакль Рязанов не хотел. Ему хотелось снять динамическое зрелище со стремительным развитием действия, натурными съемками, батальными эпизодами... И с этой задачей режиссер блестяще справился.