Не оглядывайся

Оригинальное название — Ne te retourne pas
Производство — Франция
Режиссёр — Марина де Ван
Сценаристы — Жак Акшоти, Марина де Ван
В главных ролях — Моника Беллуччи, Софи Марсо
Жанр — мистический триллер
Бюджет — 13 000 000 евро

 
 Истинно французским шармом и утонченностью веет от этого фильма. Собственно,  что можно ожидать, когда в главных ролях несравненные Софи Марсо и Моника Белуччи. А режиссер и сценарист Марина де Ван, написавшая ранее не один сценарий к нашумевшим фильмам Франсуа Озона. Флер безумия, накрепко сплетенного с реальностью, на этот раз, в отличии от озоновских эпатажно иронических выходок, совершенно серьезный и до болезненности красивый .

 
Не стану брать грех на душу и навешивать на фильм ярлык мистики. Нет ее здесь даже близко. Это история о метафизике души.Главная героиня писательница Жанна, у которой есть все — любящий муж и дети, призвание и признание. Но, как и всякой творческой натуре, чего-то ей не хватает. А именно, она жаждет написать художественный роман, причем о своем детстве. И дело не только в амбициях. Конечно, ей надоело создавать столь ценимые издателем исторические труды и биографии, но в жизни Жанны есть некая тайна — она не помнит своего детства до восьми лет. Конечно, мать не единожды рассказывала ей о том периоде, но провал памяти так и остался белым пятном в жизни писательницы.

Приступив к работе над книгой, углубляясь в прошлое, главная героиня начинает ощущать, как мир вокруг меняется. Любимые люди вдруг кажутся чужими, вещи в доме меняют свои места, комнаты – расположения. Более того, глядя в зеркало, она порой замечает там чужую женщину, знакомую, но чужую, и с ужасом осознает, что все больше и больше в нее превращается. Ее жизнь практически разрушена — уютный мир рухнул, больно осыпав ее градом осколков. И однажды она, прихватив случайно обнаруженную у матери старую фотографию, отправляется в Италию, чтобы снова обрести себя.

 

Хочу отметить, что для создания эффекта сумасшествия и раздвоения личности, режиссер предпочла шокирующим спецэффектам тонкий психологизм и замечательную игру Софи Марсо и Моники Белуччи. Семантический ряд, показывающий фазы крепчающего безумия прост, в нем нет абсурда, эпатажа, нет вспомогательных персонажей вроде призраков или бродячих вурдалаков, которые любят являться по ночам и щекотать склизкими ручонками пятки страдающих героев. В фильме нет даже, как выяснится в конце, запутанной интриги. Но добрую половину действа, вам, как зрителю, будет совершенно наплевать на поиск ключей к предложенной загадке. Игры подсознания Жанны, ее воображаемое перерождение, которое для других просто нервное расстройство, а для нее — поиск самое себя и своего прошлого — настолько завораживают галлюциногенной нездоровой красотой, что невольно отправляешься за героиней в этот безбрежный океан, опасный и притягательный. Вся мистика, мелькающая перед зрителями — фикция, ибо это всего лишь одушевленные переживания героини, материализация ее приглушенных воспоминаний и страхов. Более того некоторые находки, на первый взгляд бесполезные для зрителей, привыкших к тому, что режиссер им все подает на блюде в психологических драмах, как заправский психоаналитик, подталкивающий к правильным мыслям и выводам, может и излишни, но добавляют фильму эстетики. Пожалуй, сама развязка немного скомкана, она не успевает прозвучать как феерическое открытие, но и это объяснимо. С одной стороны, режиссера больше интересовала подача внутреннего состояния героини, а не то, чем оно вызвано. Ведь режиссер-то знал эту отгадку с самого начала. С другой стороны, отгадку знала и сама героиня, ведь она просто открыла в себе себя, не убоявшись столкнуться лицом к лицу с кошмарами детства.

 

Плохо потерять себя, но каково это, когда ты однажды начинаешь сомневаться в самом своем существовании, и, просыпаясь, не можешь с уверенность сказать являешься ли ты самим собой?