Манипулус вульгарис

Еще тридцать лет назад в России к тайнам психоведения могли прикоснуться лишь избранные. Если труды столпов отечественной и зарубежной психологии и попадались на глаза страждущим, то далеко не каждый был способен осилить их учение и применить его на практике. Разве что первые самиздатовские работы Дейла Карнеги показались благодарным читателям глотком свежего воздуха и открыли глаза на мир. Оно и не удивительно, до перестройки у нас совсем не жаловали западные плоды просвещения, а советская психология, доступная массовому читателю, оказывалась весьма и весьма подкорректированной и слишком наукообразной.

Теперь же ситуация резко изменилась: мало того, что труды выдающихся ученых нынешнего и прошлого столетия представлены к нашим услугам, в дополнение к ним, в любом магазине вы обнаружите стенды, ломящиеся от книжек в ярких обложках, призванных помочь читателям самостоятельно разобраться с психологическими проблемами. Это очень радужное положение вещей, ведь в нашей стране институт семейных психологов пока не прижился. Хотя добрый Андрей Курпатов и демонстрировал многомиллионной аудитории телезрителей, что не так страшен черт как его малюют, лихо расправляясь с чужими комплексами и лучезарно улыбаясь в камеру, для многих все равно неприемлемо изливать душу постороннему человеку. Совсем другое дело в одиночестве полистать умную книгу, отыскав в ней свой собственный диагноз, получить практический совет на животрепещущую тему. Правда, чаще всего самолечение приносит больше вреда, чем пользы, но кто из нас об этом думает, заглатывая, к примеру, упаковку "препаратов нового поколения", чтобы победить хворь и не брать больничный.

С другой стороны, нет никакой уверенности, что популярные лечебные книжки написаны компетентными авторами. И все же, вполне реально не утонуть в этом море литературы и не пасть от изнеможения как буриданов осел. Здесь у каждого из нас свои способы и принципы, как отличать божий дар от яичницы. Итак, психология стала популярной наукой, и стар и млад пребывают под ее впечатлением, отыскивая причинно следственные связи, пусть и по аналогии кулаков, которыми машут после драки. Давайте же и мы присоединимся к числу популярных психоведов, поговорим о таком занятном явлении как психологическое манипулирование. По сути, манипуляции ни что иное как уловки, хитрости и обходные маневры, жизнь без них невозможна. Как и все в этом мире, они имеют оборотную сторону.

Вспомним историю Шахерезады. Зачем красавица рассказывала сказки своему грозному повелителю Шахриару? Какие цели она преследовала? С их помощью в течение почти трех лет она ограждала от неминуемой смерти не только себя, но и самых красивых девушек страны. Подобных примеров в фольклоре — десятки. Даже великая Книга книг в первой главе повествует о коварном змее, который хитростью подвел Еву к скользкому пути и вынудил отведать плод познания. А сколько войн было выиграно благодаря военным хитростям! Но литература литературой, история историей. Вернемся к нашей обыденной жизни, где манипуляция играет роль защиты от самодурства правителей, тирании руководителей, дурного характера коллег или родственников. Достаточно привести несколько примеров, чтобы осознавать сколь часто приходиться выступать в роли манипулятора или жертвы. Заметьте, читая газету и покупаясь на личное мнение журналиста, мы видим факты с субъективной точки зрения, авторской, и, тем не менее, воспринимаем ее как свою собственную.

Попадая в огромный торговый центр, становимся жертвами рекламы и, зачастую, покупаем совершено ненужные вещи. Поддаваясь на богатые обещания очередного народного избранника, отдаем ему свой голос. Аферисту – собственные деньги. Великие гении манипуляции вершили судьбы мира, искусно управляя толпой. Факты говорят за себя: где государство – манипуляции неизбежны. Более того, и в личной жизни мы сталкиваемся с манипуляциями. Достаточно помянуть несколько незамысловатых сюжетов. Мама в пятый раз объясняет непонятливому чаду, как решать домашнее задание по математике. Дитя совершенно искренне морщит лоб и изображает усердие, но не способно решить ни одного примера. Уставшая родительница со вздохом сама делает все задания, только бы скорее избавиться от этого занудного мероприятия. Ребенок сидит рядом с благонравным видом и тихо радуется. Другое прекрасное создание очень хочет получить в подарок вожделенную игрушку и ненавязчиво ведет добрую бабушку погулять к магазину, где совершенно искренне и восторженно умиляется плюшевому чуду и призывает бабушку полюбоваться вместе. А после, в течение недели, ненавязчиво будет с восхищением вспоминать о мечте. Конечно, бабушка раскошелится на подарок, так и не догадавшись, что ее к этому подвели умышленно. Юноша встречается с девушкой, которая не очень приглянулась его маме. Мама открыто ничего не выражает, только изредка делает акценты на несимпатичных качествах возможной невестки. При этом, не забывая вставлять и громкие похвалы в ее адрес и прибавляя, что сын сам себе голова и решение за ним. В результате рано или поздно семена попадут на благодатную почву, и свадьба может не состояться. Начальник, желая заманить сотрудника в далекую командировку, не скупится на дифирамбы и превозносит его трудовые качества, с важностью заявляя, что кроме него никто с этой миссией не справится. Друг, желая получить от вас какую-то помощь, сразу начинает бить на жалость и рассказывать о бедах, в результате вы сами соглашаетесь на заведомо противное вам мероприятие. И может так получиться, что в ближайший уик-энд, вместо того чтобы отдыхать в свое удовольствие, будете у него на даче строить баньку или поведете его детей в бассейн.

Хоть все вышеприведенные примеры весьма и весьма жизненны, редко кто начинает их анализировать с точки зрения психологии, разве что появится жареный петух и станет искать, куда бы клюнуть. Что же такое психологические манипуляции? Так ли они ужасны и стоит ли от них излечиваться? Можно ли прожить, никогда с ними не сталкиваясь? И, главное, как устоять перед чужим напором, не поддаться на хитрости оппонента и не пугаться собственной доверчивости?  

У самых истоков манипулирования...

Через века передавалось это искусство, тщательно скрываемое от представителей других народов. Было создано своеобразное хранилище данных, в котором обобщены и классифицированы в виде метафорических схем методы манипулятивного воздействия и разработан определенный методический подход по их использованию в различных ситуациях, что в концентрированном виде нашло отражение в
«Трактате о 36 стратагемах».

Само понятие
«стратагема» означает стратегический план, в котором для противника заключена какая-либо ловушка или хитрость, в зависимости от контекста китайские иероглифы могут выступать в различных значениях... нас в них интересует выступающие в определенных типах текстов два значения: 1) военная хитрость и 2) хитрость, уловка в политической и частной жизни. Профессор В.С.Мясников, известный специалист по китайской истории и культуре, однажды высказался, отмечая вклад современных психологов в исследовании манипуляций: «Блестящие открытия современных психологов, — пишет он, — страдают одним, отнюдь не умаляющим их значения, недостатком: нынешние психоаналитики и не подозревали, что они описали явление, бывшее в течение тысяч лет достоянием китайской философии. В системе ценностей китайской цивилизации то, что ныне названо «играми», было разработано и внедрено в повседневную жизнь еще за несколько столетий до начала нашей эры...»

Но возвратимся в контекст близкой нам культуры. Пусть и с опозданием, на Западе тоже решили упорядочить накопленный опыт. Вычленить это умение из общего ряда взаимоотношений и политических игр, оценить по достоинству и систематизировать его использование пришло в голову светлым умам Античности. Первые упоминания о манипуляциях встречаются у Платона, который называет их «хорошая ложь, добродетельный обман» и признает их необходимость для победы над неприятелем. Надо отдать должное, что с помощью манипуляций Платон предлагал воевать с внешними врагами, но никак не с собственным народом. В те времена считалось, что государством можно управлять без использования манипулятивных методов управления. Схожую точку зрения проповедовал и Николо Макиавелли, автор манипулятивных правил, которые, по его мнению, непременно обеспечат процветание государства и победу над неприятелем. Он по достоинству оценил пользу психологических воздействий на сознание подданных, но Макиавелли был невысокого мнения о своих собратьях, считая людей лживыми и неблагодарными существами. Потому и обращаться с ними предлагал соответствующим образом.

Чтобы держать в повиновении своих подданных, государю вменялось уметь отступать от добродетели, когда того требует государственное спокойствие. Главное — видимость, иллюзия. Политика манипуляций по Макиавелли должна быть гибкой и долговременной. Там же он говорит о том, что нельзя резко отказывать, стоит прикрывать нарушенное обещание или отказ уважительной и вежливой причиной, пусть и выдуманной. Что главное — внешняя личина, впечатление от государя должно оставаться сугубо положительное, как от самого светлого, человечного и добродетельного правителя. При этом внутренняя сущность может быть совершенно противоположной. А сохранение видимости благих намерений всегда благотворно скажется на умонастроении подданных. Не правда ли, эти советы и по сей день актуальны? Всматриваясь в глаза политического деятеля, убеждающего нас с экрана телевизора в своей состоятельности и проникновенно обещающего златые горы, сразу понимаешь, что выкладки мыслителя Николо живы и поныне. Да и как иначе, если, несмотря на развитую цивилизацию, достижения науки и техники, человеческие слабости остались первозданными. Но основные концепции манипулятивных технологий, с полагающейся научной базой и систематизацией, появились лишь в начале ХХ века под влиянием буржуазных революций, и обрели более менее законченные формулировки. В Стране Советов, к примеру, манипуляции объявляли капиталистическими издержками, хотя на деле управляли страной именно с помощью самых «грязных технологий». Десятилетиями, под личиной благих намерений, жителей страны заставляли повиноваться устоявшемуся режиму. Любопытно, что в качестве воздействия применялись архетипы сознания «Слава народу — победителю, народу — созидателю!», «Союз нерушимый республик свободных… ». Надо сказать, что именно фашистская Германия привнесла в эту науку основные практические заветы и с большим рвением апробировала на людях. Не зря в юности Адольф Гитлер некоторое время работал рекламным агентом. Полученные навыки пригодились ему в построении собственной политики.

Грамотно проведенная рекламная кампания способствовала его огромной популярности и всенародной любви. Он всего лишь удачно сыграл на слабостях своей паствы. Вооружившись психоанализом Зигмунда Фрейда, дополненным и улучшенным им самим. Адольф Гитлер первый в истории человечества систематизировано и целенаправленно использовал научные изыскания в области воздействия на человеческую психику. Большинство изысканий базировались на учении Фрейда, использованном для подтверждения избранности немецкого народа. Пока отец психоанализа открыто не открестился от «избранника немецкой нации». Гитлер обращался не к разуму толпы, он умело играл на человеческих инстинктах, усугубляя их рядом ритуальных действий. Как известно именно ритуальные практики создают ощущение духовной близости и причастности к чему-то особенному. Умелое управление позволило ему под гнетом инстинкта объединить разношерстную толпу в единое, безликое чудовище. Теория же была как нельзя проста, взята из рассуждения З.Фрейда: вождь-мужчина при помощи бьющей через край харизмы очаровывает женщину-толпу:
  • демонстрация собственной властности, заключенная в слова, ритуалы. Постоянное напоминание о собственном величии;
  • сопереживание проблемам слушателей, сочувствие бедам толпы;
  • сочувствие, переплетенное с запугиванием;
  • доведение до фанатизма, исступления чувств;
  • использование ее готовности следовать за вождем в собственных целях.
Позже Эрик Фромм отмечал, что самоутверждение властителя зиждется на его идеализации, которая является ни чем иным, как попиранием свободы каждого индивида. Самопожертвование, по его мнению, всегда останется одной из величайших трагедий человека. Смерть ведь не может принести удовлетворения, за какие бы святые идеалы не предлагалось ее принять. Гитлер же как нельзя лучше усвоил универсальность главного фрейдистского закона — сексуального инстинкта. Эрос не сексуальный рефлекс, эрос, прежде всего, влечение. Это был второй столп после инстинкта смерти, который использовал Гитлер. На массовых митингах спектаклях происходили древние культовые ритуалы погребения.

Мифологические герои, связанные со смертью, активно цитировались в выступлениях. Поэты фашизма во всю воспевали образ великого жениха смерти. Толпе же предлагалось справиться со смертью путем служения ей. Отсюда и появилась аббревиатура «СС» — Служители Смерти. Ученик Фрейда Э.Дихтер в конце 30-х годов переселился на территорию США. Там он создал «Американский институт по изучению мотивации поведения», став рекламным гением и играя на инстинктах толпы ради огромных продаж. Именно он явился основателем современных рекламных трюков, поставив не на функциональность товаров, а на сокровенных желаниях и инстинктах, таящихся в глубине души каждого человека. Реклама, по его мнению, сама должна была создавать потребность в товаре. Видя победное шествие гения рекламы, впоследствии и политики заинтересовались его разработками. Теперь и политические деятели превратились всего лишь в товар. Таким образом, манипулирование человеческим сознанием обрело полноценную научную базу и стало самостийной отраслью психологии.

Расцвет
«Добродетельной лжи»

Конец же ХХ века открыл для манипуляций широкие возможности. Теперь воздействовать на себе подобных стало нормой. Реклама обхаживает потребителей, склоняя сделать свой выбор в пользу восхваляемого товара, СМИ либо отрабатывают деньги спонсоров, либо выступают с угодной властям точкой зрения. Политики сочиняют предвыборные платформы, с учетом привлечения наибольшего числа избирателей, дабы добраться до верхних ступенек иерархий. Более того, отныне существование тайных лабораторий, работающих над методиками управления сознанием, перестало быть секретом за семью печатями. Но давайте все же сформулируем для себя понятие манипуляция. Собственно, если собрать воедино все трактовки, то можно получить определение манипуляции как обращения с объектами с определенными целями или намерениями. Социологический словарь гласит:

«Манипуляция психологическая [лат. manipulatio — пригоршня, горсточка, ручной прием] — вид психологического воздействия, используемого для достижения одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения кого-то…» А вот словарь Ушакова предлагает другую версию: «1. Движение руки (устар.). 2. Сложный прием, сложное действие над чем-н. Химик производил непонятные для непосвященных манипуляции. 3. Проделка, махинация (неодобрит.)».

Как вы уже поняли, вариаций для понимания этого слова довольно много. Современное же переносное значение подразумевает под ним обращение с человеком как с вещью. Метафора эта обрела жизнь с легкой руки фокусников, которые при помощи ловкости, без всяких технических приспособлений? добивались небывалых чудес, восхищая публику своим умением. На самом деле их волшебство разгадывалось просто. Путем перемещения внимания зрителей на сторонние объекты они добивались определенных иллюзий в восприятии. Понимание стереотипов мышления, психологии восприятия позволяло им достигнуть должного эффекта и сорвать бурные аплодисменты. Итак, главная особенность манипуляции состоит в том, что манипулятор стремится скрыть свои намерения от жертвы. Объект же воздействия должен не только пребывать в неведении относительно видов на себя, но и пребывать в уверенности, что свобода выбора была за ним, и он сам принял данное решение.Любимые нами с детства сказки, и те, в качестве основных элементов интриги, часто используют ложь, хитрости, ловушки: солдат получил от жадной старухи все необходимое для обеда, пообещав сварить кашу из топора, Лиса трижды выманивала из избы Петушка, пока не утащила с собой доверчивую птичку. Лиса, скажете вы, эта рыжая бестия всегда и везде предстает в роли коварной хитрюги, что здесь удивительного. Тогда вспомним сюжет известной сказки об Иване-ца­ревиче и Волке, который выстроен на воровстве и подлоге. Сначала Иван дважды не внял инструкциям Волка, соблазнившись на богатство. Если это была манипуляция с его стороны, то она удалась как нельзя лучше: в третий раз Волк самостоятельно отправился на дело, и лично провел операцию по похищению царевны. Любой из нас, поворошив собственную память, вспомнит множество сказочных историй про хитрецов и обманщиков, авторских и народных. Как не восхититься находчивостью Тома Сойера, блестя­щая выдумка которого позво­лила ему, не прикладывая рук, побелить весь забор, да еще приобрести множество ценных для него безделиц. Том с помощью имитации (как фокусник или актер) удовольствия и вдохновенности в работе, которая самому ему представля­ется рутинной, достиг сразу двух целей. С одной стороны, обеспечил себе удобную позицию, защищающую его от насмешек приятелей, тем, что представил крашение забора не как работу, а как творческое увлекательное занятие:
«Разве мальчикам каждый день достается белить заборы?». А с другой стороны, возбудил зависть и интерес к работе у друзей, чем добился основной манипулятивной цели — приятелям захотелось делать то, что Тома тяготило.

Тонкость, на которой он сыграл, заключается в разном отношении к работе и к игре:
«Работа есть то, что мы обязаны делать, — говорит в авторском анализе данного эпизода Марк Твен, — а Игра есть то, что мы не обязаны делать». И как только Бен — первая жертва Тома — захотел поработать, Том, чтобы закрепить и развить успех, начал притворно отказывать в прось­бе, разжигая его желание. М. Твен объясняет действие дан­ного приема следующим законом, управляющим поступками людей: «Чтобы взрослый или мальчик страстно захотел об­ладать какой-нибудь вещью, пусть эта вещь достанется ему возможно труднее». Так что, не стоит безоговорочно отрицать полезность манипулирования. Родитель, мягко наставляющий ребенка на путь истинный, учитель, поддерживающий у учеников интерес к получению знаний или жена, хитростью избавляющая супруга от вредных пристрастий к зеленому змию. Разве эти действия можно считать вредоносными и отрицательными? Конечно, никто не хочет чувствовать себя орудием в чужих руках, и потому жертва манипулирования, совершенного даже во имя благих целей, распознав, откуда дует ветер, имеет полное право на обиду.

К сожалению, умение манипулировать другими дает почувствовать вкус власти. Пока мы действуем не осознавая, инстинктивно прогибая ситуацию в удобную для себя сторону, от нашего поведения никакой опасности не исходит. Тем более что сами человеческие взаимоотношения построены на множестве психологических игр. Манипуляция, по сути, одна из них. Но стоит увлечься и пойти на поводу у гордыни, затребовать для себя весь мир районного масштаба, как уменье превращается в жесткое оружие дальнего поражения. В заключении сказать можно лишь одно. Человек в качестве венца природы существо довольно спорное. Но свыше его наделили множеством талантов и умений, другое дело, что не каждый способен обнаружить отметину, что скрывается внутри и отыскать свою дорогу. Чтобы вы не делали, какие удары и оплеухи или же высочайшие дары не обрушивались на вас, помните о своих ближних, о том, что они сделаны из того же теста, что и вы, а в желудке людоеда-времени все превращаются в однородную массу.