Информационный сток

Безусловно, охаивать и поносить печатные СМИ дело нехитрое. Как бы там ни было, именно они являются источником получения правдивой информации, хотя, в то же время, часто кормят откровенной ложью, создавая мифы. Надо отметить, газетам всегда было свойственно вольное обращение с фактами, ведь для них важнее всего привлечь читателей. Хорошо, когда сенсации появляются сами, а если нет...
 
Собственно, родоначальником скандальной прессы, королем «желтизны» по праву считается Уильям Херст/William Randolph Hearst (1863-1951). Он вошел в историю афоризмов с фразой «Сделай мне иллюстрации, а я обеспечу войну». Херст —  мультимиллионер и собственник газеты San Francisco Examiner , доставшейся его отцу в счет уплаты карточного долга. В 1890-е годы Херст приобрел и основал еще несколько крупных газет и журналов. Под его началом трудились лучшие журналисты того времени, некоторые из них впоследствии приобрели мировую известность: Амброз Бирс, Марк Твен, Ричард Гардинг Дэвис, Джек Лондон и др. В зените свой славы Херс владел целой армией СМИ, состоящей из 28 газет, 18 журналов, нескольких радиостанций и киностудий.
 
Один автор так писал о Херсте: «На протяжении своей долгой и сомнительной карьеры он настраивал американцев против испанцев, американцев против японцев, американцев против филиппинцев, американцев против русских, и для осуществления своих подстрекательских кампаний он публиковал совершенную ложь, фальшивые документы, вымышленные кровавые истории, интригующие передовицы, сенсационные карикатуры и фотографии ...».
 
Он сотворил странный коктейль из журналистского расследования и низкопробной сенсации. Его имя стало синонимом понятия «бульварная журналистика». Утренние газеты могли выйти с сенсационным сообщением «Кинопродюсер застрелен на яхте Херста», а вечерние газеты сообщали о том, что продюсер умер от острого несварения желудка. Политические и расовые воззрения Херста отличались радикализмом и нетерпимостью. Нрав несдержанностью.  В частности, он ненавидел этнические меньшинства и использовал свои издания для разжигания расовой розни. Многие считали, что подоплекой его нетерпимого отношения, в частности, к мексиканцам были потерянные им в результате мексиканской революции 800 тыс. акров лесных угодий в Мексике.
 
Многие современники полагали, что Херст, дабы поднять тиражи своих изданий, поспособствовал развязыванию испано-американской войны. Существует любопытная легенда: работавший на Херста художник-иллюстратор, отправленный в командировку на Кубу, попросил у того разрешения вернуться в Америку, поскольку на Кубе не происходило ничего интересного, Херст ответил ему: «Оставайся там. Сделай мне иллюстрации, а я обеспечу войну». Похоже, он был первым, кто прочувствовал силу слов. И ему же принадлежит идея оформления газет, в том виде, в каком мы привыкли их лицезреть. Жирные шрифты заголовков и много иллюстраций.
 
В  нашей стране газеты тоже не отставали, в погоне за сенсацией. Не зря Вольтер говорил, что если бы Бога не было, его бы следовало придумать. Так же обстояло дело и с сенсациями. В качестве примера можно сослаться на историю, рассказанную Ф.М. Шаляпиным в 1912 году. Знаменитый певец поведал, что во время заграничных гастролей одна провинциальная газета ни с того ни сего написала, будто Шаляпин надумал писать мемуары. Редактор другой газеты, приметив заметку и вспомнив, что певец сейчас находится в Италии перепечатал ее, с дополнением : «Мемуары Шаляпина пишутся на итальянском языкем». Третья газета заявила, что мемуары будут изданы знаменитой итальянской фирмой «Рикорди». А далее сенсация с дополнения отправилась гулять по свету. То сообщали цену на эти мифические мемуары, то оглашали имена счастливчиков, купивших книгу на аукционе. Досочинялись до того, что заявили, будто некие злоумышленники у самого певца выкрали рукопись. Закончилась забава тем, что Шаляпина обвинили в желании привлечь к своей персоне внимание с помощью лживых сведений.
 
Надо сказать, деятели культуры и искусства иногда и впрямь не прочь использовать влияние СМИ, чтобы сочинить скандал вокруг собственной персоны. Или подогреть горячую сплетню во имя возрождения интереса к своему творчеству. Этим особенно грешат наши поп-звезды. Конечно, мы ждем от СМИ объективности и правдивости, чтобы печать не находилась под пятой власти, не потворствовала низменным инстинктам толпы… Но это идеализм, ведь именно существующая власть содержит на свои кровные средства массовой информации, а кто платит, тот, как известно, волен заказывать музыку. Пока СМИ не получили экономической независимости или же у руля какого-либо печатного издания не появился богатый магнат, для которого деньги не самое важное в жизни, ожидать особых изменений не стоит.
 
Зачастую выражение «Поэт в России больше чем поэт» негласно переносят и на журналистику, ожидая от нее проявления харизмы и самоотдачи. И какое-то время она выдерживала на своих плечах это бремя ответственности. Так было в эпоху перестройки и гласности, когда подъем чувствовался везде и романтики-идеалисты вышли из подполья править новым миром. Тогда СМИ надлежало перевернуть народное мировоззрение, разбить оковы прежнего режима, показать светлое будущее. Но времена изменились, теперь информация стала товаром. Мораль и этика занимают общественность меньше, чем потребительство. Заметьте, если разместить на передовице яркую пространную статью о высоких материях и моральных устоях, она в рейтингах окажется значительно ниже, чем какое-нибудь пространное сочинение на тему как не стать жертвой обмана в столичных бутиках. Хотя, пожалуй, радует, что в центральных газетах налет желтизны немного затухает и все реже на главной странице мы видим очень ценное сообщение о том, какая теперь девушка у Филиппа Киркорова или кто из звезд отечественных сериалов напился, ругался и сломал деревце.
 
Раньше считалось, что буржуазная пропаганда, стремясь ориентировать народные массы в своих корыстных целях, искажает ради выгоды факты и прибегает к нечистоплотным приемам для привлечения читателей на свою сторону. Теперь и нас можно поздравить, вступив в эпоху, отдаленно похожую на капитализм, мы, как водится, переняли далеко не самые лучшие черты западного строя. Сейчас пришло понятие, что СМИ великая сила.

Не секрет, что СМИ применяют хитрые приемы, такие как умалчивание и искажение фактов, дискредитация противников любыми методами, тенденциозное изображение своих и чужих, наводящие вопросы в интервью, предопределяющие ответ, ссылки на неизвестные источники (исследовали говорят: люди считают; многие приходят к выводу...), быстрое искажение смысла только что выступившего оратора, употребление цитат вне контекста… Список велик.

 
Правда, сейчас явной цензуры нет, ибо главный движитель прогресса — деньги. И не стоит забывать, что до 1990 года печатные органы России находились под ведомством цензуры, вначале царской, а после коммунистической. Так что, учитывая, что 20 лет срок маленький для получения квалификации, у нас, будем надеется, все впереди. Итак, сегодня в России существует новая журналистика. Процесс этот еще далеко не закончен. Современная система, основанная на старой советской школе, прилежно брала уроки у западных коллег. Правда, в силу отечественного ментала, переиначила нововведения на свой лад. Пока от этой безудержности больше вреда, чем пользы. С другой стороны, найти истину без проб и ошибок невозможно. Да и постепенно появляются на нашем небосклоне СМИ добрые вестники, хотя бы на просторах Интернета. Многосубъектность СМИ привела к существенным изменениям в типологии отечественной журналистики. На месте монолита советской печати появились многочисленные периодические издания разнообразной направленности, отличающиеся друг от друга и программами, и содержанием, и формой. В наше время каждый учредитель и издатель имеет право создавать собственную газету или журнал в соответствии со своими устремлениями, целями и задачами, если они не противоречат закону о СМИ.

Российская журналистика вновь стала многопартийной, какой она была до Октябрьской революции. Каждая новая партия, общественное движение стараются заявить о себе через собственный печатный орган. Несмотря на небольшие тиражи, партийная печать представляет собой довольно значительную часть общеполитических изданий. Так, перед выборами нас заваливают печатной продукцией, желая заполучить голоса, а в преддверии какой-либо несправедливости или сомнительного события распространяют печатные листки, с целью разбудить глас общественности. Складывается ощущение, будто большинство газет существует для того, чтобы пробудить в нас симпатии к своим владельцам.
 
Журналистов сегодня можно сравнить с духовными пастырями, за которыми следует доверчивый народ. Используя всеохватность, непрерывность воздействия СМИ, особенно телевизионного вещания, они обладают большим влиянием на умы людей, чем пастыри прошлых лет — священнослужители, учителя. СМИ остаются одним из немногих социальных институтов, которые, теоретически,  имеют  силы продолжать сеять разумное, доброе, вечное. В нынешних кризисных условиях очень важно, чтобы журналисты чувствовали и понимали всю меру ответственности перед своей аудиторией за каждое написанное и произнесенное ими слово. Увы, к этому готовы не все.

Собственно,  можно ли обезопасить себя от манипулятивных действий СМИ, не поддаваться на провокации?  В целом не сложно. Для этого неплохо пробудить в себе собственное мнение и не довольствоваться прочтением яркой новости в газете, будь то политическая сенсация или же очередная сплетня из жизни сливок общества. Считайте себя судьей. Каждая новость — ваше дело, степень важности и истинности которого вам надлежит оценить. Судья, не ознакомившись с версиями двух сторон, не имеет право выносить вердикт. Так и вы не должны бездумно повторять за газетами, не уверившись в истинности происшествия. К вашим услугам целые стопки журналов, газет и безбрежный океан Интернета. Так что, успехов вам в поисках Истины!