Хороший был мужик!

      
Наша страна упорно продолжает жить с именем Ленина. С его делом и даже – с его телом. Едва ли найдёшь в России селение, где статуя Владимира Ильича не указывала бы своей дланью светлый путь. В кепке или без кепки. Из гипса или из бронзы. Выщербленный или, наоборот, усердно подкрашенный, повсюду он – великий Ленин! Не говоря уже о мавзолее в сердце Родины….
 
Такова роль личности в истории, видать.
 
Однако, архитектура – это одно, а народная память – другое. И как долго идеи марксизма–ленинизма будут жить в умах людей, зависит, конечно, не от красоты вездесущих памятников и даже не от того антуража, с которым гражданам предоставляется возможность поглазеть на мумию гениального вождя. А от того, чему учат в школе детей на уроках истории, что им рассказывают их родители.
 
Чтобы узнать и понять это, ваш корреспондент поговорил с ребятами во дворе одной из московских школ.
А по пути, шутки ради (было как раз первое апреля), спросил двух дворников из Средней Азии, знают ли они что-нибудь про Ленина… Трудяги переглянулись и дружно ответили: «У нас такая нету!»
 
Итак, школа.
Алексей и Григорий – восьмиклассники. Учатся хорошо. Мечтают стать программистами. На вопрос, знают ли они, когда день рождения Ленина, несмело предполагают: «Может быть – сегодня?» И тут же перебивают сами себя: «Не…. Сегодня – день дурака!»
Подсказав ребятам дату, спрашиваю их о двух простых вещах: что он сделал и как они это оценивают.
– Ленин, – морщит лоб Алексей, – сделал революцию. Ведь в России рабство было. Это было нужно – чтобы людей освободить. Но потом у него не стало получаться. Люди начали между собой воевать – крестьяне с рабочими там….
– Зря он царя убил, – добавляет Григорий. – Надо было оставить его, как английскую королеву – типа, как местную достопримечательность!
– Ну а в итоге, в историческом масштабе – положительная фигура была или отрицательная? – спрашиваю.
– Конечно, положительная, – заключает Алексей.
Григорий кивает неопределённо.
 
Идём дальше.
Напрасно я решил, что десятиклассникам Юрию и Анне в этот весенний день будет не до Ленина. Анна, например, оказалась очень даже словоохотливой и рассудительной.
– Ленин – он на самом деле Ульянов был – личность противоречивая! С одной стороны он народ освободил, а с другой – гражданскую войну устроил и умных людей из страны прогнал….
– Умные люди сами уехали, – вполголоса добавляет Юрий.
– Ну да, – соглашается она.
– А кто не уехал, того погубили, – резюмирует юноша.
Вот, – думаю, – не одни ведь «амуры» на уме!
 
На скамейке рядом со спортивной площадкой, где пацаны гоняют по свежевысохшему гравию мяч,  расположились двое друзей. В ответ на мой серьёзный исторический вопрос, парни ехидно на меня поглядели и сказали один за другим:
– Хороший был мужик!
– Да. Хороший был мужик!
 
Более содержательный разговор получился с девятиклассниками Никитой, Григорием и Михаилом. Ребята только что вышли из школы, что–то бурно обсуждая.
– Ленин, – охотно откликнулся на мой вопрос один из них (при галстуке и в очках, между прочим), – совершил государственный переворот! Обобществил частную собственность и упразднил нарождавшийся капитализм. Расстрелял всех несогласных , отобрал у крестьян коров и лошадей и согнал их (крестьян – К.П.) в колхозы. Из–за этого началась гражданская война – обобранные земледельцы подались в банды…

– Нет, Никита! Гражданская война была с войсками царской армии, – поправил его товарищ. – А банды были сами по себе.
– Ну да, Гриш, и банды, и гражданская война, ещё и иностранная интервенция. Сплошное мочилово было! – будущие историки азартно затевали новый диспут.
– Так был ли смысл разжигать огонь революции? – подзадорил я отроков.
– Не нужна была такая революция, – с глубокомысленным видом вступил в прения третий юноша, Михаил. – России нужна эволюция! Бескровный переход от одной формации к другой…
– Значит, вы считаете, что Владимир Ильич Ленин для нашей истории был фигурой отрицательной? – задал я свой второй вопрос.
 
Ответил Григорий:
– Ленин, может, и не очень отрицательный. А вот после него Сталин пришёл – он дал стране угля! Я читал, он половину нашего народа уничтожил. Причём лучшую.
– Я тоже так считаю, – согласился с ним Михаил. – По-моему, Сталин даже хуже Гитлера был. Тот хоть с чужими странами воевал. А этот – своих убивал.
– Почему своих? – возмутился Григорий. – Он ведь по образованию грузинский поп был. Какие мы ему «свои»?
– Не будем отмечать его день рождения, мужики, а! – подытожил Никита. – Когда оно там?
– У Ленина или у Сталина?
– У Ленина. Вы же про него спрашивали.
– Скоро. 22 апреля, – уточнил я.
– Во-во! Почти как у Гитлера! – усмехнулся Михаил.
 
Такие вот просвещённые «радикалисты». Мы попрощались.
 
Как видите, даже в одной школе, где история преподаётся всем одинаково, молодое поколение смотрит на неё по-разному. У каждого есть своё мнение (если есть), и он его смело высказывает.

Пожалуй, это и хорошо! Потому что это – свобода. За что и боролись…