Вплавь по Конституции

Исчезло из Конституции понятие «общество», (т.е. общество, добившееся, наконец, конституционного признания, в одночасье его лишилось), и превратилось целостное Государство Единого Народа в относительно добровольное собрание личностей. И здесь, как ни обидно для личности, но ее частные личные интересы не «дотягивают» до интересов общества, уровни не равны по определению. В самом слове «общество» заложена сила, способная противостоять произволу государственных ли, криминальных ли структур (найди 10 отличий!), а чему, кому и как может противостоять одинокая налогообложенная личность?

Между тем, значение общества отмечено в конституциях США (ст. V «Билль о правах»);

Японии( Статья 15. «Все публичные должностные лица являются слугами всего общества, а не какой-либо одной его части.» ).

Франции( Статья 4. «Свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другому: таким образом, осуществление естественных прав человека имеет лишь те границы, которые обеспечивают другим членам общества пользование этими же правами.»;

Статья 5. «Закон имеет право запрещать только деяния, приносящие вред обществу.»;

Статья 15. «Общество имеет право требовать отчет у каждого должностного лица по вверенной ему части управления.»;

Статья 16. «Всякое общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет Конституции.» );

Итальянской Республики ( Статья 4. « Каждый гражданин в соответствии со своими возможностями и по своему выбору обязан осуществлять деятельность или выполнять функции, способствующие материальному или духовному развитию общества») ;

Швейцарской Конфедерации 1999 г. (Ст.5 «Деятельность государства должна осуществляться в интересах общества»).


А что сделали наши написатели Конституции? Личность из небытия вытащили, а общество, ничтоже сумняшеся, благополучно туда отправили. Ума – палата.


Вот простые подсчеты. В Конституции 1977 г. слово «человек» (личность, гражданин) употребляется 15 раз, а «граждане» (объединяющее понятие) – 85 раз.

В Конституции1993 г.«человек», «гражданин», «личность» - 75 раз, множественное(объединяющее) понятие – отсутствует.

В Конституции 1977 г. слово «народ» - 20, «страна» - 12, «Отечество (Родина)» – 4 раза, в Конституции 1993 г. соответственно: 6, 2 и 2 раза.

В Конституции 1977 г. «общество» звучит 21 раз, в Конституции 1993 г. – ноль раз. Изъяв из Конституции понятие общества, тем самым изъяли из сознания людей понимание себя как Народа. Общество - это совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами жизни и деятельности, объединенных едиными материальными и духовными интересами , именно ОБЩЕСТВО в состоянии породить национальную идею, которую сейчас тщетно пытаются найти. Не найдут. Не может быть национальной идеи у разрозненных личностей, сконцентрированных на своих личных интересах и озабоченных собственным существованием, причем полярным существованием.

Итак, основные понятия в действующей Конституции: личность и государственная власть(помимо частной собственности). Личность полностью свободна, государство как бы на страже ее интересов. Отгадайте с двух раз, интересы КАКОЙ личности в первую очередь будет охранять госвласть: вот одна личность в детском саду работает, а вот другая личность – с частной собственностью в центре Москвы или с пальцем на газовой(электрической) кнопке? Кого государство больше уважает? Ответ смотри в жизни. А какие духовные ориентиры и моральные критерии у личности в 9 классе, если о «благе общества» она понятия не имеет? И это поколение уже выросло, и следующее – вот оно, на пиво от Козлофф и прокладки от перхоти смотрит.

Вывод: выведя за рамки Конституции понятие «общество», т.е. лишив его, общество, конституционного статуса, закономерно получили противостояние государства и личности, занимающих все более антагонистические позиции по отношению друг к другу, государство с дубинкой в руке и личность с фигой в кармане.

II . Исчезло из Конституции понятие «трудящиеся», святое место заняла частная собственность (интересно, откуда она сразу у всех взялась?). Нормальное понятие «труд» поменялось на «предпринимательство», и количество статей, сопряженных с судебными разбирательствами, выросло с двух (ст.ст.57-58 в Конституции 1977 г.) до десяти (ст.ст. 45-54 в Конституции 1993 г.), не случайно, видимо.

Как было озвучено право на труд в конституции 1977 г .? Ст.40 «Граждане СССР имеют право на труд, - то есть на получение гарантированной работы с оплатой труда», причем право это обеспечивается государством, т.е. право человека – обязанность государства. Что в Конституции 1993 г .? Ст.37 «Труд свободен». От кого? От чего? Или труд – это ветер в поле? «Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду». Очень хорошо, хочу – распоряжусь, не хочу – не распоряжусь. И ни слова о гарантии труда. Кстати, из любопытства, а как, к примеру, в Италии? Читаем: Статья 4. «Республика признает за всеми гражданами право на труд и создает условия, которые делают это право реальным.» Понятно?

Если из Основного закона государства исчезает обязательность труда (нет уже такой статьи!) – кто же добровольно трудиться будет на такое государство, какой, извините, простак? Из нужды только. И в уходящем поколении только еще и остались понятия чести и совести, да гордости за Народ, Страну, да что такое труд на благо общества. А так все больше «предпринимать» норовят, экономический принцип «от каждого по способностям, каждому – по труду» звучит теперь примерно так: «От каждого - по возможности, каждому - по степени изворотливости». Ну не могло (не должно было!) быть никакого начального капитала и Частной Собственности в стране, 70 лет прожившей без частной собственности, НИ У КОГО!

Получение «типа свободы» породило «типа демократию» и получили «типа капитализм». В капиталистических странах частная собственность как явление и демократия как достижение общества, образно говоря, с колыбели росли, и не год, не десять и не сто лет, в жестоком противостоянии классов, в выверении обществом каждой статьи законодательства, через потрясения общества, к равновесному состоянию прав личности, интересов общества и власти государства.

А мы, немалого (а то и большего) добившись в социализме, легко плюнули на все, что вырастили и чего добились – и р-раз! здоровенного оболтуса себе заделали, нарекли детинушку Капиталистом, глаза завидущие, руки загребущие, в левой руке Свобода, в правой ноге – Демократия, в башке – голливудские слайды! Посмеивались да подсмеивались над лозунгом «Труд на благо общества», но единство державы, как ни крути, лозунг этот обеспечивал. А нынче что на державном стяге? А «Куплю-продам». Ну не весело ли?

III .Интересна расстановка приоритетов статей в Конституции 1993 г. и Конституции 1977 г. (с изменениями 1988 г).

В Конституции 1977 года в первой десятке насущные и понятные права: право на труд, право на отдых, право на охрану здоровья, на социальное обеспечение, право на жилище, право на образование. В Конституции 1993 года право на труд «уехало» на 21 место, право на «социалку» - на 23-е, право на жилище – на 24-е, право на образование – на 27-е место. А на первых местах что? Равенство перед законом, достоинство личности, свобода и личная неприкосновенность, неприкосновенность жилища, право на частную жизнь… А вот и просто Право на просто Жизнь (Господи, подвинься!) и, честно говоря, выглядит эта статья достаточно беспомощно, сегодня кто из нас не усвоил, что спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Ну не может наше государство нас защитить, другими словами – обеспечить продекларированное им же право на жизнь! Или, может быть, жизнь не всех имеется в виду? Тогда извините, вопрос снимаю.

Далее. Статья про частную собственность опережает статью о труде, а если учесть, что труд, оказывается, не очень-то и обязателен, то все вместе это достаточно туманно выглядит. И вообще обязанности как-то исчезли (за исключением трех: обязанности платить налоги ст.57, беречь природу ст.58 и защищать Отечество ст.59), в том числе нет обязанности уважать национальное достоинство, права и свободы других, и др., хотя простейшая логика подсказывает, что права без противовеса обязанностей ведут – куда? Правильно. И вот мы все здесь, здравствуйте.!

_____________

Примечание

Вдохновившие меня источники:

1.ЛОГИКА И КОНСТРУКЦИЯ КОНСТИТУЦИИ

Макушин А.А.,

старший научный сотрудник Челябинского государственного университета, кандидат юридических наук.

2. Конституции Российской Федерации и СССР.

3. Наша жизнь как явление, логике не поддающееся.